В порядке пополнения знаний о б/у японской технике.
Советы "что делать" после покупки подержанного японского мотоцикла, пожалуй, известны всем. Поменяйте все жидкости, резину, акб, цепь, звезды, колодки. Иногда услышишь и про замену тормозных шлангов. Но, никогда и ни от кого, я не слышал про замену крышки системы охлаждения. Ну крышка и крышка, не сопливится и ладно, хотя мануал выделяет отдельный раздел под систему охлаждения, в том числе и вопросам ее опрессовки.
В кратце напомню, что на большинстве мотоциклов, система охлаждения крайне чувствительна к герметичности. Дело в том, что расширительный бачок находится ниже уровня всей системы, и возврат жидкости происходит за счет разрежения, возникающего в системе пока она остывает. Именно поэтому так важно при заправке системы обеспечить отсутствие воздуха в ней. При малейшей утечке, ОЖ в систему из расширительного бачка возвращаться не будет, а останется внизу. Переполнился бачок с ОЖ? Система не герметична, в ней уже наполовину воздух, датчик температуры врет, а вентилятор не включится, даже если ОЖ закипит в рубашке охлаждения. До финала уже недалеко, особенно если мотоцикл эксплуатируется в городе и по жаре.
Основным узлом, регулирующим давление в системе охлаждения, перепуск воды туда и обратно - является ее пробка. Помимо того, что по наружному контуру она должна быть абсолютно герметичной, еще она должна поддерживать номинальное давление в системе 16 psi / 1.1 bar (что и написано на крышке) - в случае превышения сбрасывать ОЖ, а как только давление падает ниже атмосферного - пускать ОЖ обратно. Только при таком давлении ОЖ закипит при 115 'С, а не как обычно при 100 'С. Также немаловажно, чтобы этот клапан открылся именно при этом давлении, иначе - порванные шланги, потекший радиатор или что там было самым слабым.
Как показала практика проверки крышек, даже у 10 летних мотоциклов они на 99% мертвые. Про свою родную крышку у броса - молчу, ее не удавалось надуть даже до 10 psi - все вылетало наружу. Последний пример крышка Suzuki SV1000K3, отличный внешний вид - как вчера из блистера. А вот результаты ее опрессовки:
Ее удается надуть до 16 psi, слышен характерный звук сброса давления, а дальше крышка медленно, но уверенно выпускает давление до 0. Согласно процедуре опрессовки должна удерживать давление около 16 psi в течение как минимум 20 секунд. На фото показаны показания примерно через эти 20 секунд и динамика потери давления. При какой температуре закипит система? Боюсь, что может не успеть и вентилятор (как правило он стартует на 95).
А вот для сравнения новая aftermarket пробка (бренд не рекламирую) через 20 секунд после сброса:
Разница очевидна. Безусловно, если мотоцикл все время ездит в умеренных режимах, жидкость не греется выше 90-95 - ничего не случится, и та и другая пробка герметичны, у них работают обратные клапаны, все будет в порядке. Но любое допущенное закипание добавляет как минимум геморрой с перезаливом системы, а это снятие бака и прокачка, а как максимум перегрев двигателя с не сами хорошими последствиями. Любое нарушение в нормальной работы системы охлаждения будет приводить к ее "расшатыванию", что в конечном счете приведет ваш мотоцикл на ремзону и не своим ходом. Поэтому - смени крышку А еще неплохо и саму систему опрессовать, так на всякий случай.